Проблема репродуктивного поведения молодежи и снижения рождаемости чрезвычайно актуальна в последние десятилетия, так как является одним из факторов, существенно влияющих на качество жизни, поэтому очень важным является выработка и принятие эффективных мер, направленных на сохранение и улучшение физического и психологического потенциала нации.
Цели современной социальной политики призывают к интеграции научных и образовательных усилий по разработке и пропаганде методик и технологий формирования ценностей и установок молодежи в сфере репродуктивного поведения [4].
В рамках изучения репродуктивного поведения рассматриваются различные его компоненты: потребность в детях, репродуктивные установки и мотивы, ценности, факторы риска и мера ответственности за реализацию репродуктивного поведения [6, 7]. Но в данных исследованиях практически не рассматривается проблема репродуктивной стратегии человека в контексте целостного жизненного планирования.
Стратегия жизни человека состоит в разработке определенных жизненных решений [1]. Намерение иметь детей можно отнести к важному жизненному решению, требующему усилий личности по его воплощению. Репродуктивная стратегия, возникая сначала как жизненный замысел, затем реализуется в выборе основного для человека направления, способа жизни, определения главных целей, этапов их достижения и соподчинения этих этапов в краткосрочной и в долгосрочной перспективе [5].
К основным структурным элементам, определяющим личную репродуктивную стратегию, относятся: потребности, мотивы, установки, ценности, способствующие или препятствующие рождению детей, механизмы, способствующие достижению репродуктивных целей [2].
Репродуктивную стратегию мы понимаем как обобщенный план действий субъекта по достижению цели, состоящей в рождении и воспитании детей, что выражается в способах изменения условий, жизненных ситуаций в соответствии с репродуктивными ценностями, установками и мотивами.
Необходимо отметить, что репродуктивные потребности и установки, выражающиеся в желании иметь детей, являются начальными условиями возникновения активности личности, направленной на достижение репродуктивных целей и реализацию репродуктивной стратегии. Репродуктивные мотивы активизируют и направляют внутренний когнитивный потенциал субъекта, и в результате осуществляется разработка целей (конкретизация), построение мыслительной модели по их достижению, прогноз и планирование действий.
Таким образом, важной характеристикой репродуктивной стратегии является то, насколько осознанно и самостоятельно планируются действия, связанные с рождением детей в контексте жизненного пути личности.
Осознание всех аспектов ситуации позволяет сделать жизненные решения оптимальными. Для того чтобы осмысление жизненных ситуаций было полным, необходимо выяснение того, что хорошо, а что плохо для личности в данной ситуации, определение способа действия, ведущего к цели, возможностей ситуации, последствий возможных решений [3]. Тем самым подчеркивается важная роль осмысления личностью значимых жизненных ситуаций и осознания возможностей по их преобразованию.
Осознанность репродуктивной стратегии является характеристикой, которая позволит не просто запланировать будущие действия, но и реализовать их в обстоятельствах жизни.
На уровне жизненного замысла руководство действием принимает на себя ментальная репрезентация принятия цели, что ведет к конструированию репродуктивной стратегии. На уровне мысленного планирования субъект представляет последовательность действий, ведущих к достижению цели, определяет структуры «средство – цель», посредством которых можно реализовать задачи, прогнозирует последствия, препятствия, преимущества своих действий и их доступность в ближайшей и долгосрочной перспективе [8].
На основании теоретического анализа мы выделили операциональные характеристики, с помощью которых можно зафиксировать особенности индивидуальной репродуктивной стратегии личности в контексте жизненного пути:
1. Представление и планирование последовательности действий по достижению цели, способов, средств преодоления препятствий в различных жизненных обстоятельствах.
2. Прогнозирование последствий достижения цели, степени ее доступности, преимуществ достижения.
3. Ожидание поддержки других людей, либо самостоятельность при принятии и реализации решения.
4. Количество задач, поставленных в ближайшей и долгосрочной перспективе.
5. Осознание своих возможностей, указание на наличие или отсутствие способностей.
Таким образом, одной из важных характеристик репродуктивной стратегии является то, насколько осознанно субъект подходит к ее выстраиванию в контексте целостной жизни и соответствует ли она критериям зрелой личностной стратегии: принимается ответственность за ее реализацию, планируются осознанные, самостоятельные, своевременные действия для ее осуществления [9].
Поэтому в настоящее время значимым в исследовании проблемы репродуктивного поведения является выявление индивидуально-психологических компонентов, определяющих конструирование репродуктивной стратегии.
Цель исследования: выявить мотивационные компоненты, определяющие степень осознанности конструирования индивидуальной репродуктивной стратегии в контексте жизненного пути.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 60 испытуемых в возрасте от 19 до 27 лет. Для исследования особенностей постановки целей и выявления мотивационных объектов испытуемым предлагалась для заполнения методика мотивационной индукции Ж. Нюттена – русскоязычный перевод и адаптация Д. А. Леонтьева [10].
Методика предназначена для анализа содержания мотивационных устремлений испытуемых, описаний будущего и для изучения временной перспективы в различных экспериментальных условиях и предполагает двухэтапную процедуру измерения: на первом этапе выявляется набор объектов, интересующих или мотивирующих субъекта, затем выявленные объекты располагаются по темпоральной шкале, чтобы измерить особенности временной перспективы субъекта.
Этот метод принадлежит к типу методик на завершение предложений, которые называются мотивационными индукторами,сформулированы в первом лице единственного числа. Они стимулируют испытуемого к перечислению (обычно в письменной форме) конкретных объектов, которые для него желательны, к которым он стремится.
Фиксация мотивационных объектов на основании методики мотивационной индукции (МИМ) проводилась на основе контент-анализа, с помощью которого высказывания испытуемых относились к различным категориям (таблица).
Особенности фиксации операционализированных характеристик репродуктивной стратегии на основании контент-анализа ответов испытуемых
(методика мотивационной индукции Ж. Нюттена)
Фиксируемые показатели |
Выявляемые диагностические показатели с помощью метода мотивационной индукции (МИМ); |
Представление действий по достижению цели |
направленность на планирование; выражение текущей активности или длящихся усилий; |
Указание на наличие возможностей |
направленность на развитие черт и характера; направленность на развитие способностей; |
Описание способов достижения цели |
наличие структур «средство-цель»; |
Описание способов преодоления препятствий |
намек на возможные препятствия и способы их преодоления; |
Ожидание поддержки других людей |
личностная автономия; ожидание эмоционального отношения; ожидание поддержки и указаний от других; |
Оценка доступности цели |
стремления, считаемые менее реальными; отрицательные индукторы. |
Позитивные и негативные мотивационные объекты, перечисляемые испытуемыми, расположены в психологическом времени. Временное кодирование в данной методике основывается на «нормальной», «средней» темпоральной локализации данного объекта в той социальной группе, к которой принадлежит испытуемый.
Таким образом, мотивационные объекты, перечисляемые испытуемыми, располагались как в зоне задач, которые планировались для достижения в ближайшем будущем, так и в области долгосрочного прогнозирования.
Надежность результатов контент-анализа обеспечивалась тем, что в оценке ответов испытуемых по методу мотивационной индукции Ж. Нюттена принимали участие два эксперта. Кодировка ответов экспертами проводилась независимо друг от друга. Надежность кодирования измерялась путем вычисления относительного числа кодировок, совпадающих в обоих анализах.
В исследовании также использовался вопросник мотивационных объектов Ж. Нюттена, который направлен на измерение субъективной интенсивности мотивов разных типов. В данном вопроснике наряду с утверждениями, касающимися различных сфер жизни, 12 вопросов обозначали мотивы, направленные на семью и детей.
Результаты исследования
В результате контент анализа были определены категории мотивационных объектов, по которым классифицировались ответы испытуемых (рис. 1).
Рис.1. Структура и удельный вес мотивационных объектов респондентов по методике MMI Ж. Нюттена
Среди основных категорий, которые обозначались испытуемыми, выделены объекты, связанные со сферами жизни: семья, профессия, учебная деятельность. Частота встречаемости ответов, связанных с рождением детей и семейной жизнью, ниже по сравнению с мотивационными объектами, указанными в сфере учебной и профессиональной видах деятельности. В анкетах 14 респондентов вообще не обозначено мотивационных объектов, связанных с реализацией репродуктивной стратегии.
В структуре жизненных планов остальных респондентов число ближайших и долгосрочных задач, связанных с желанием иметь детей, ставится немного. Это свидетельствует о том, что данная цель для большинства респондентов не является актуальной, поэтому не осознаются необходимые действия, направленные на ее достижение, способы реализации и преодоления препятствий.
Для уточнения полученных результатов анализировались данные, полученные по вопроснику мотивационных объектов Ж. Нюттена, в котором различные мотивы, в том числе связанные с семейной жизнью и рождением детей, уже были обозначены (рис. 2).
Рис. 2. Средний удельный вес интенсивности индивидуальных мотивов респондентов, %
Выявлено, что, отвечая уже на поставленные вопросы, касающиеся репродуктивного поведения, 88,4 % респондентов показывают высокую интенсивность проявления мотивов, связанных с его реализацией. Выявлено статистически значимое различие (t=3,88; P<0,01) по интенсивности мотивов, связанных с семейной жизнью и рождением детей при сравнении с интенсивностью мотивов по всем вопросам опросника.
Обсуждение результатов и выводы
Выявлено существенное рассогласование между поставленными жизненными целями респондентов и мотивами, определяющими их репродуктивную стратегию. Данный факт может быть связан с противоречием ценностно-смысловой и установочно-смысловой регуляции поведения и может свидетельствовать о том, что мотивы, заданные извне, не соответствуют целям, определенным в жизненной перспективе. Индивидуальные стремления и мотивы не задаются в жизненных задачах, что говорит о низкой степени осознанности репродуктивных стратегий респондентов.
Репродуктивная стратегия, таким образом, проявляется только на уровне установок и мотивов, которые не формулируются в контексте жизненных целей и задач, соответственно практически не осуществляется представление и планирование последовательности действий по достижению цели, способов, средств преодоления препятствий в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Низкая осмысленность возможностей реализации репродуктивного поведения в условиях и ситуациях жизни может являться препятствием и возможным риском и свидетельствовать также о недостаточном уровне ответственности, проявляемом при принятии важного жизненного решения, связанного с рождением детей.
Выводы:
1. Систематизированы подходы по проблеме конструирования репродуктивной стратегии и обозначено, что она определяется как обобщенный план действий субъекта по достижению цели, состоящий в рождении и воспитании детей, что выражается в способах изменения условий, жизненных ситуаций в соответствии с репродуктивными ценностями, установками и мотивами.
2. В качестве значимой характеристики репродуктивной стратегии выделена осознанность, которая рассматривается как представление и планирование последовательности действий по достижению цели, способов преодоления препятствий в различных жизненных обстоятельствах, прогнозирование последствий достижения цели, степени ее доступности, преимуществ достижения.
3. Выявлено существенное рассогласование между поставленными жизненными целями испытуемых и мотивами, определяющими их репродуктивную стратегию.
4. Индивидуальные стремления и мотивы не задаются в жизненных задачах, что говорит о низкой степени осознанности репродуктивных стратегий респондентов.
Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о необходимости разработки социально-психологических программ, мероприятий и рекомендаций, имеющих просветительский, разъяснительный и образовательный характер, направленный на формирование репродуктивной стратегии и ответственного отношения к своему репродуктивному здоровью и поведению у молодежи.
Библиографическая ссылка
Братухин А.Г., Магазева Е.А. ОСОЗНАННОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕПРОДУКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24177 (дата обращения: 01.06.2024).